«Ведомости»: РФ теряет позиции на мировых рынках

Динамика взаимных долей России и ЕС говорит о том, что Россия в среднем на четверть потеряла позиции на мировых рынках по нескольким категориям товаров. К такому выводу, по сообщению газеты «Ведомости», пришли эксперты РАНХиГС Александр Кнобель и Александр Фиранчук.

Евросоюз по-прежнему остается для России крупнейшим рынком сбыта (48,2% экспорта товаров в 2015 году, в 2013 году — 53,8%), но доля российских товаров в импорте ЕС за 2013-2015 годах снижалась быстрее, чем доля ЕС в российском товарном экспорте. При этом доля ЕС в мировом импорте остается относительно стабильной.

Среди несырьевых товаров Россия нарастила долю в импорте ЕС по удобрениям, алюминию, меди, свинцу, бумаге и картону. Россия нарастила свою долю и на мировом рынке алюминия, по прочим товарам она почти не изменилась.

С другой стороны, синхронное снижение взаимных долей России и ЕС по таким товарным группам, как минеральное топливо, продукты неорганической химии, каучук, резина, черные металлы и никель, означает потерю Россией своих позиций на мировых рынках этих товаров.

Причина слабого роста нетопливного экспорта в физическом выражении (при падении — в стоимостном), несмотря на получение экспортерами существенных преимуществ из-за девальвации, не в снижении внешнего спроса на продукцию, а в трудностях российских предприятий, заключают эксперты.

При девальвации за счет снижения рублевых издержек при росте рублевой цены теоретически у каждой отрасли появляется дополнительный экспортный потенциал, однако на практике им удается воспользоваться только отраслям со средней и низкой степенью переработки, пояснил изданию Александр Кнобель.

В отраслях, где велика доля импорта в материалах, сырье, комплектующих, издержки растут, а не снижаются. Прежде всего это отрасли машиностроения, производства транспортных средств.

Специфика ситуации в том, что в производствах с высокой степенью переработки цепочки добавленной стоимости замыкаются на саму Россию. Если бы при высокой зависимости от импорта комплектующих продукция была востребована на мировом рынке, то рост цен сопровождался бы и ростом выпуска.